Доктор филологических наук, работник кафедры Абхазской литературы, преподаватель литературы и этнокультуры адыго-абхазской диаспоры Тыжин Али Чурей удостоена звания академика Адыгской Международной Академии наук (АМАН). Она является автором более 70 научных статей, 12 научных книг в области музыкального фольклора и ежегодно принимает участие в международных научно-практических конференциях. Тыжин известна как талантливый музыкант, литературовед и преподаватель различных специальностей в разных вузах КБР и Абхазии. Это именно тот случай, когда в одном человеке сконцентрировано множество умений, способностей и таланта.
Трудоспособности, жизнерадостности и активности Тыжин можно только восхищаться. Что это: воспитание, природный дар или результат высокой самодисциплины и непрерывной работы над собой?! Разговор с молодым ученым и академиком АМАН оказался плодотворным и насыщенным…
— Я родилась в Стамбуле. Сколько себя помню, любовь к музыке я испытывала всегда. Уже в начальной школе я играла на разных музыкальных инструментах: мандолине, пианино. Мой отец – Али Чурей – был военным, и, естественно, мы часто переезжали. От того не было возможности заниматься музыкой всегда и везде, как мне того хотелось бы. Так, мне пришлось попрощаться со спортом и музыкой на несколько лет. Гимнастику и атлетику я забросила навсегда, а то что моё не покинуло меня и по возвращении на историческую родину. Будучи студенткой Кабардино-Балкарского государственного университета, я решила возобновить занятия музыкой и, по совместительству, поступила в музыкальное училище. Так, в 1992 году я оказалась в ансамбле адыгской музыки «Бжьэмий». К своему великому удивлению я там ознакомилась с интересным национальным инструментом как «Iэпэпшынэ». Перетянуло моё внимание и духовые инструменты адыгейского ансамбля «Исламей». Мне всё это было очень интересно и захотелось заняться музыкой более серьезно. И тут у меня зародилась навязчивая идея, связать музыку и науку. Эта явилось моей путеводной звездой. Я считаю, мне очень везло на учителей… В 1996 году под заслуженный артист КБР, дирижер Леонид Бекулов разрешил приходить на репетиции. Я одновременно посещала училище, университет и обучалась игре на флейте. Тогда у меня не было возможности купить вожделенный музыкальный инструмент, о котором я грезила днями и ночами. И мой отец приобрел мне флейту, и прислал из Турции. Позднее я работала в ансамбле «Нал цIыкIу», ГААТ «Кабардинка», играла на Iэпэпшынэ и разных духовых инструментах. Но, в основном на флейте. Моим педагогом был известный музыкант Евгений Николаевич Анисимов. Он же и помог поступить в училище. Меня не хотели брать туда из-за возраста. Но я добилась своего, и после защиты кандидатской диссертации, я поступила в Северо-Кавказский Государственный Институт Искусств, на кафедру народных музыкальных инструментов. К сожалению, впервые в моей жизни я не смогла завершить начатое до конца – я не смогла окончить институт. Мне оставалось 2 года, когда я ушла оттуда, — делится Тыжин своими воспоминаниями.
С самого начала Тыжин совмещала работу и учебу. В КБГУ, где училась девушка, тоже был свой ансамбль танца «Къафэ». Там она познакомилась с известным музыкантов Анзором Увижевым, который помог девушке повысить свои инструментальные навыки. Тыжин набиралась опыта для реализации своей идеи и упрямо шла вперед несмотря ни на какие трудности.
— Я люблю музицировать во время выступления на разных научных конференциях. И это неспроста! Как можно рассказывать о музыкальном фольклоре, не показывая это на практике?! Когда я только начинала, тема моей научной диссертации связывала несколько направлений науки и культуры: археологию, этнографию, этнологию, языкознания, литературу. И связать это в единую идею практически не представлялось невозможным. Многие не верили в меня, даже члены моей семьи думали, что я больше увлечена музыкой, а не наукой. Но я добилась своего и защитила докторскую диссертацию по музыкальному фольклору. Да, это новое словосочетание в науке. Со временем появились разные направления: этномузыкология, музыкальная фольклористика, музыковедения. А когда я только вставала на путь реализации своей идеи, это всё казалось из области фантастики.
По словам официального оппонента диссертации Д. В. Сокаевой, «Защита Тыжин Али Чурей стала не только научным, но и культурным, а точнее – этнокультурным событием. Докторская диссертация Тыжин поражает широким охватом материала и смелой постановкой проблем. Своей работой она охватила три государства, рассмотрела варианты адыгской фольклорной субкультуры, сравнила адыгскую и абхазскую версии некогда единой культуры. Рассмотрела функционирование свадебной обрядности во времени. В ее планах расширение сравнительного изучения музыкального фольклора, это означает привлечение и осетинского фольклорного материала, и музыкального фольклора других народов Северного Кавказа. Важно также отметить, что Тыжин – активный собиратель фольклора и действующий музыкант-флейтист».
Благодаря своему оправданному упрямству и непоколебимой вере в себя, Тыжин сейчас с легкостью расшифровывает народные инструментальные, танцевальные, песенные наигрыши. Она стала исполнителем и исследователем в одном лице. По признанию девушки, это нелегко для фольклориста.
— Мои исследования долгое время были связаны с музыкальной культурой адыгской диаспоры. Потом, переехав в Абхазию, я поняла, что эти два народа неразрывно связаны между собой. Что у них был один исторический исток. И начала заниматься музыкальной культурой абхазо-адыгской диаспоры. Если адыги и абхазы, разбросанные по всему миру, и забыли свой язык, они до сих пор слушают национальную музыку и танцуют свои народные танцы. Я уверена, что через музыку и танцы можно возродить дух народа, языку и культуру. Мое дело изучить это и оставить народу.
Отец Тыжин – известный хаттолог Али Чурей – бесленеевского происхождения, а мать из убыхского рода Дипшоу. Решение отправить единственную дочь на историческую родину хоть и было принято всем родом, но далось не легко. Результат налицо! Тыжин оправдала все надежды и мечты своих родителей. Она стала ученым и несет благо своему народу. О грядущих научных достижениях Тыжин говорит скромно и немногословно:
— Возвращение на историческую родину было нелегким. Это было начало 90-х прошлого века. Когда в стране происходил переворот. Мой отец сначала приехал сюда, ознакомился с ситуацией, и посчитал, что я смогу выстоять и справиться со всем самостоятельно. Только потом он отправил меня на родину предков. Я сначала жила в Карачаево-Черкесии, в родном бесленейском ауле отца. Потом переехала в Нальчик. Это было достаточно насыщенное и нелегкое время. Об этом я напишу в своей следующей книге. Вернее, книге, начатой отцом и которую он не успел закончить. «С Кавказа до Мерзифона» назвал он ее… Мой отец всегда планировал и обдумывал всё наперед. Эта черта передалась мне, и я всё время планирую свое будущее. Но на самом деле, все планы могут обрубиться в одночасье по независящим от нас обстоятельствам. Задача человека – оставаться человеком в любой ситуации, жить по чести и совести, принося людям пользу. Я идентифицирую себя музыкальным фольклористом и филологом. И буду делать то, что я умею во благо своего народа.
Заслуги ученого были по достоинству оценены Адыгской Международной Академией наук и в начале июля главный ученый секретарь АМАН Сафарби Шхагапсоев вручил Тыжин диплом академика.
— Тыжин Чурей заслужила звание академика АМАН своим упорным долголетним трудом. Эта хрупкая, на первый взгляд, девушка разрабатывает великие научные идеи и целеустремленно идет вперед. Мы все свидетели её успехов и считаем Тыжин достойной дочерью своего отца. Али Чурей знал, что его дочь стала членом АМАН, но не увидел ее чествования. Думаю, его душа радуется сейчас! – сказал Шхагапсоев.
— Это не только моя заслуга… Со мной были все родственники, друзья, коллеги. Мне помогали такие великие ученые как Зарамук Кардангушев, Заур Налоев, Адам Гутов, Хасан Думанов, Валерий Кажаров и многие другие. Сейчас я сотрудничаю с абхазскими учеными и работа с Алеко Гварамия, Русланом Гожба, Асланом Авидзба, Ардой Ашуба приносят свои плоды. Хочу поблагодарить их всех. Моё почтение Арсену Башировичу Канокову, президенту АМАН. Я постараюсь оправдать все ваши надежды. И огромная благодарность Мухамеду Мусабиевичу Хафицэ, который заменил мне отца на родине, — с благодарностью сказала Тыжин на вручении диплома.
