/

Израильские черкесы: вчера, сегодня, завтра

Израиль всегда был многонациональной страной, где исторически жили и живут представители самых разных религий и национальностей. Но среди них особо выделяются черкесы, количество которых в настоящее время составляет примерно 4 тысячи человек.
Достаточно добраться до двух деревень на севере Израиля, в Галилее, где и проживают потомки черкесов, которые в XIX веке отправились на Ближний Восток.
Переселенцы, которые перенесли на своем пути множество страданий перебрались в Османскую империю. Черкесов, как отличных воинов, приняли на турецкую службу. Им дали землю в отдаленных частях империи для укрепления османской власти в малозаселенных районах. Многие поселились на территории современных Сирии и Иордании, но небольшая часть осела в Эрец-Исраэль, в Галилее.
Израильские черкесы практически полностью сосредоточены в двух населенных пунктах, расположенных на севере страны. Это поселки Кфар-Кама и Рихания, где проживает примерно 3,5 тысяч и 1 тысяча человек соответственно. Уроженцами первого являются преимущественно шапсуги – выходцы с территории современной российской республики Адыгея и Краснодарского края. Уроженцами второго – абадзехи, которые на родине жили несколько восточнее шапсугов.
Первые черкесские (и кавказские вообще) поселения в центральной части Османской Палестины стали возникать в 1860-х годах. Но уже через несколько лет были заброшены по причине тяжелого климата и малярии. Их жители уехали к своим соплеменникам, которые обосновались в Иордании.
Уже в следующем десятилетии началась вторая волна мухаджиров, которых на этот раз разместили в более подходящих местах. Это был горный север будущего Израиля, который напоминал кавказцам их родину. И вся современная черкесская община страны является потомками этих людей.
Ко всему прочему, здесь находились многочисленные поселки бедуинов и друзов, которые не всегда являлись законопослушными подданными османских султанов и время от времени даже создавали свои полунезависимые княжества. Чтобы не допустить их очередного восстания, турки решили разбавить их деревнями чужаков.
До образования Израиля черкесы нередко занимались охраной еврейских земельных участков от нападения бедуинов.
Местные с подозрением отнеслись к горцам, которые распахивали их пастбища и использовали колодцы для полива. Ко всему прочему, совместные танцы черкесских мужчин и женщин стали большим культурным шоком для арабов. Неудивительно, что между черкесами и друзами, черкесами и бедуинами были серьезные трения. В условиях анархии в поздней Османской империи нередко доходило до вооруженных конфликтов.
После появления в Палестине первых еврейских переселенцев с ними были налажены обширные связи. Кавказцев и евреев сближало то, что те и другие не по своей воле стали изгнанниками из одной и той же страны.
К сожалению, во время шестидневной войны черкесская диаспора очень сильно пострадала. Часть из них осталась в Сирии и перебралась ближе к Дамаску, часть переехала в США и стала фундаментом черкесской диаспоры, а оставшиеся получили израильское гражданство.
Черкесы прошли через все невзгоды и сложности, которые сопутствовали процессу основания еврейского государства. В 1958-м году первые лица общины обратились к Бен-Гуриону с просьбой предоставить им право служить в ЦАХАЛе. С тех пор это одна из мусульманских групп страны, которая служит в ее армии, наряду с друзами и бедуинами пустыни Негев. Правда, черкесские девушки освобождены от призыва.
В 1976-м году израильские черкесы получили право на создание собственных школ и для сохранения своего языка и культуры. Сейчас это одна из наиболее образованных национальных общин. Уровень людей с высшим образованием несколько превышает аналогичные показатели у евреев. Возможно, по этой причине в черкесских семьях довольно мало детей – в среднем, по два ребенка на женщину, тогда как у евреев эта цифра выше почти в два раза.
Черкесы прекрасно говорят на трех языках: черкесском, иврите и арабском. И даже обучение в местных школах строится на принципах трилингвы.
Черкесы определяют себя как израильтяне, служат в ЦАХАЛ. Государство Израиль выделяет черкесов и друзов среди других мусульман страны и оказывает им покровительство и финансовую поддержку на уровне местных органов управления. Министры и члены Кнессета обязательно присутствуют на черкесских фестивалях.
В современных реалиях черкесам приходится сталкиваться с определенными трудностями в поисках своего места между еврейской и палестинской идентичностями, которые доминируют в Израиле. А с началом конфликта в Секторе Газа эта проблема усилилась.
К сожалению, события на границе Израиля и Ливана вынудили переехать часть черкесов из Рихании в Кфар-Каму, подальше от взрывов снарядов и боевых действий. Черкесы в очередной раз оказались косвенно (и хотелось бы, чтобы так и оставалось) в бесконечный ближневосточный клубок конфликтов.
Интересно что, еще во времена Второй интифады, когда по стране прокатились чудовищные теракты палестинских смертников, а израильские арабы угрожали поджечь страну изнутри, группа черкесов из деревни Абу-Гош под Иерусалимом выступила с неожиданным для мусульман обращением. Обращение это не только не содержало обвинений в адрес Израиля, но, напротив, подчеркивало недопустимость террора.
Обращение черкесов к палестинцам и евреям содержало ключевую мысль, которую они вынесли из долгой истории своего народа. Мысль простая и понятная каждому – с помощью фанатизма и агрессии не достигнуть мира и согласия. Черкесы, которые покинув родную землю сначала оказались в Османской империи, затем под британским протекторатом и теперь в Израиле смогли сохраниться как народ, сохранив язык, культуру и традиции используя мудрость, а не агрессию или террор. В этом заключается уникальность израильских черкесов, которые не просто не растворились в этом океане племен и народов, а наоборот и не думают исчезать. Большинство израильских черкесов после учебы в университетах или службы в армии возвращаются в родные села и продолжают там жить, сохраняя для потомков свой язык и культуру.
В Кфар-Кама действует два музея – Музей исторического наследия и Черкесский музей, которые являются достопримечательностями не только Галилеи, но и всего Израиля и внесены в международные туристические справочники.