Россия и Абхазия имеют давнюю историю партнерства, основанную на совместных интересах и взаимной поддержке. Эти отношения играют ключевую роль как для экономики Абхазии, так и для геополитических интересов России в регионе.
После войны в 1992-1993 годах Абхазия заявила о своей независимости, и с тех пор Россия стала главным союзником республики. В 2008 году, после войны с Грузией, Россия признала независимость Абхазии, что укрепило её международный статус и положило начало нового этапа в двустороннем сотрудничестве.
Политический кризис последних месяцев, досрочные президентские выборы в Абхазии и раскол в абхазском обществе на фоне заявлений отдельных политиков о потере суверенитета и зависимости от России создали ситуацию, которая не идет на пользу Абхазии и его многонациональному народу. Есть наглядные примеры того, к чему приводит национализм, попытки давить на население преступными методами и попытки разрушить межнациональные отношения в отдельно взятом государстве.
В медиапространстве абхазскими политиками озвучиваются тезисы о том, что Россия проводит в Абхазии экономическую и политическую экспансию, однако на деле эти тезисы не имеют ничего общего с тем, что заявлял Президент России Владимир Путин в своих выступлениях.
В первую очередь Владимир Путин отмечает, что Россия уважает международное право и не вмешивается в выборный процесс в Абхазии. В интервью российским и западным журналистам Президент России неоднократно указывал на то, что всегда есть готовность работать со всеми законно избранными лидерами в любом государстве и вмешательство в выборы не входит в планы и стратегию Российской Федерации.
После первого тура выборов определились два кандидата в президенты Абхазии, из которых 1 марта граждане республики будут делать свой выбор. Во второй тур внеочередных выборов президента Абхазии вышли Бадра Гунба, набравший более 46% голосов, и Адгур Ардзинба, у которого чуть меньше 37%.
Политические программы двух кандидатов кардинально противоположны в части отношений с Россией, если Бадра Гунба предлагает и далее развивать добрососедские отношения с Россией, но не в качестве пассивного получателя дотаций, а активно развивать экономику Абхазии, увеличить республиканские доходы за счет экономических программ, в том числе в партнерстве с Россией, которая может инвестировать как в экономические, так и в социальные проекты, то кандидат в президенты Адгур Ардзинба строит свою программу на простом тезисе, который предлагает отказ от российских инвестиций и стратегического партнерства, который должен привести к тому, что в Абхазии появятся новые игроки, которые помогут развить экономику и улучшить жизнь простых жителей Абхазии.
В первую очередь это Турция, которая исторически заглядывается на Кавказ, считая его практически своим. Классические методы разжигания межнациональной вражды, которыми они постоянно пользуются нашли свое применение и в Абхазии. В СМИ последние недели появляется информация о запугивании неабхазского населения республики, явные угрозы в адрес общественных деятелей и попытки подкупа населения ради голосов во втором туре выборов. Все эти манипуляции несут исключительно деструктивный характер в первую очередь для народа Абхазии, который на личном опыте знает, к чему приводит раскол в обществе.
Многие эксперты и общественники отмечают, что нарратив Ардзинбы в адрес оппонентов о том, что, будучи у власти они ничего не сделали для Абхазии бьет по самому кандидату в президенты, потому что на протяжении пяти лет он занимал должность министра экономического развития Абхазии и в его руках были все инструменты решения экономических проблем республики.
Сейчас в абхазское общество должно сплотиться не взирая на национальные или политические взгляды и сделать выбор, который определит будущее Абхазии. Любые попытки разделить общество и повести его по пути национализма и радикализации должны быть отвергнуты ради будущего всего многонационального народа, который плечом к плечу боролся за свою независимость в 1992-1993 годах.
Россия со своей стороны никогда не отказывалась от партнерских отношений с Абхазией и поддерживает свободный выбор граждан, но в случае смены политического вектора и отказа от партнерских отношений пострадают не политические силы, тянущие республику к другим берегам, а народ Абхазии, который не готов к очередным социальным и политическим потрясениям, а хочет строить свою жизнь и свое государство, развиваться и развивать добрососедские отношения с теми, кто всегда поддержит многонациональный народ Абхазии.
